О психологических тестах

FacebookPinterestTwitterGoogle+VK
Пример Матриц Равена
Пример Матриц Равена

Сегодня я начинаю цикл публикаций о психологических тестах. Во-первых, давно пришло время познакомить психологов и интересующихся с теми тестами, которые сегодня находятся в разработке издательства «ОС Украина«. Во-вторых, существующий интерес к тестированию, его возможностям, его потенциалу, на мой взгляд полностью не удовлетворен, а психодиагностика все еще пребывает в Украине в стадии стагнации рискующей перейти и уже часто переходящей к созданию культуры псевдотестов или к непрофессиональному неправильному использованию неадекватных по качеству тестовых продуктов.

Я не буду лишний раз упоминать о том, что такое психологическое тестирование и в чем его основные отличия от тестирования развлекательного или, например, от тестирования профессионального. Об этом написано достаточно, хотя путаница в обывательской среде то и дело продолжает возникать. Цикл публикаций о тестах я планирую начать с интервью. Вопросы были заданы профессору Леониду Бурлачуку, одному из ведущих на постсоветском пространстве психологов, психодиагностов, автору постоянно переиздаваемого и по прежнему остающегося бестселлером «Словаря-справочника по психодиагностике». Так как издательство «ОС Украина» в апреле 2010 году уже проводило семинар по проективным тестам, то вопросы интервью прежде всего касаются опросников, которые в наши дни являются наиболее востребованными практикующими психологами во всем мире. Я постарался задать наиболее простые вопросы, на которые часто отвечаю сам, разъясняя что такое тесты, зачем они нужны и как их использовать.

Зачем нужны тесты? Не достаточно ли квалифицированного интервью или например полиграфа в случае необходимости приема на работу или грамотного врача с хорошей медицинской практикой в случае клиническом?

Психологические тесты нужны для того, чтобы получить информацию об интересующих нас индивидуально-психологических особенностях личности. Никакое интервью не может дать нам точную информацию о личности, потому что интервью проводит человек, который имеет свои предпочтения, сложившиеся взгляды и систему ценностей, и все это не может не повлиять на те заключения, которые он выносит. Что касается использования полиграфа, то здесь следует учитывать то, что этот прибор по сути дела фиксирует не правдивость или лживость ответов на задаваемые человеку вопросы, а некоторый комплекс физиологических реакций, которые не могут быть напрямую связаны только лишь  с искренностью или неискренностью того или иного лица. Говоря о клинической практике и использовании тестов в клинике, следует учитывать, что именно с помощью тестов, и только тестов, мы можем судить об индивидуальных особенностях протекания того или иного заболевания. Хороший врач знает о том, что одной  и той же болезнью люди болеют по-разному, но часто он лишен возможности установить индивидуальную картину болезни, а тем самым выбрать наиболее эффективный путь ее лечения. Медицинское мышление отличается от психологического как раз именно тем, что грешит некоей обобщенностью картины возникновения, протекания и исхода болезни, в то время, как психолог должен учитывать индивидуальные особенности личности больного, в чем чаще всего и помогают тесты.

- Как отличить качественный тест?

Качественный тест, в соответствии с международными стандартами, в первую очередь должен характеризоваться валидностью и надежностью. Иными словами, мы должны быть уверены в том, что с помощью того или иного теста мы измеряем то, для измерения чего он разрабатывался, а получаемые результаты будут относительно устойчивы во времени для каждого испытуемого. Характеристикой качественного теста также является его дискриминативность (возможность отличать разные группы испытуемых) и наличие нормативных данных, проще говоря, показателей, на основе которых мы можем сравнивать результаты, полученные разными людьми.

- Есть ли в нашей стране (или в соседней России) качественные тесты? Можно ли использовать те, которые есть на рынке?

К сожалению, и в нашей стране, и в России качественные тесты, пожалуй, можно пересчитать на пальцах одной руки. Причина этого – длительное игнорирование нашей психологической наукой потребностей практики, а заполнение образовавшегося вакуума происходило за счет заимствования зарубежных тестов, которые использовались без адаптации. В настоящее время большинство тестов, предлагаемых психологам, не соответствует международным стандартам психологического измерения, а, следовательно, получаемая с их помощью информация недостоверна. Более того, такие тесты опасны, как могущие нанести моральный ущерб личности.

- Как проходит и что дает конечному продукту адаптация теста?

Адаптация теста – достаточно трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов. Если речь идет о зарубежных тестах, то первоначально осуществляется перевод на язык будущего пользователя, затем обратный перевод, что позволяет установить соответствие оригинальной версии той, которая будет использована у нас. Необходимо пилотное исследование, а затем сбор данных на различных выборках, наконец, установление психометрических характеристик адаптируемого теста. Правильно проведенная адаптация теста к условиям другой культуры дает психологу возможность получить с его помощью достоверную информацию о тех или иных особенностях личности в среде ее жизнедеятельности.

- Многие фирмы проводят психодиагностику опираясь на некие «методики» кто иностранные, кто отечественные. Что за этим стоит и каковы последствия такой «психодиагностики» для клиента и, в случае использования тестов для подбора персонала, для компании в которой клиент будет работать?

Как было сказано выше, использование неадаптированных зарубежных тестов чревато опасными последствиями, особенно когда речь идет о профессиональном отборе или клинико-психологической диагностике. Что касается «самопальных» тестов, то большинство из них опирается на интуицию разработчика, а не на психометрические требования к ним. Любой отечественный тест должен соответствовать всем критериям, о которых мы говорили ранее, характеризуя качественный тест. Применение некачественных тестов опасно потому, что они не могут раскрыть истинные особенности личности, формируя тем самым у нее, например, искаженное представление о своих возможностях. А работодатель оказывается в ситуации, которая может поставить под угроз срыва деятельность отдельных звеньев организации.

- Многие транснациональные компании применяют тесты для исследования способностей соискателей (математических, логических и т.д.)? Насколько верно и возможно такое тестирование?

Я полагаю, что прежде, чем использовать тот или иной тест, мы должны располагать не только его психометрическими показателями, но и соотносить его с той задачей, которая стоит перед нами. Если мы, например, отбираем лиц для деятельности, связанной с конструированием архитектурных комплексов, то, естественно, мы должны располагать сведениями об уровне развития пространственного мышления. Определение тех или иных способностей вообще мало что дает. Какую роль играют эти способности в будущей деятельности человека? Это основной вопрос, который мы должны задать себе, прежде, чем начнем использовать тесты.

- Можно ли называть тестами то, что предлагается в школах на ЕГЭ? Есть ли там психологические основы тестирования и нужны ли они?

Большинство из предлагаемых в школах тестов назвать таковыми нельзя, поскольку они разработаны без учета требований к данным процедурам. Например, одно из основных правил конструирования таких тестов требует от разработчика не только наличия одного правильного ответа из нескольких предлагаемых, но и неправильные ответы не должны быть взяты «с потолка», а выбраны из наиболее часто встречающихся ошибочных ответов. Следовательно, образовательные тесты должны соответствовать тем требованиям, которым соответствуют тесты психологические.

- Какие тесты сейчас наиболее необходимы в Украине и зачем? Какие из них востребованы?

Сегодня в Украине так мало качественных тестов, что перечисление необходимых психологам займет много времени. На вопрос зачем эти тесты, я, надеюсь, уже ответил. На мой взгляд, прежде всего будут востребованы многие личностные тесты, а также те, которые могут быть использованы в профориентации и профотборе .

- Что нужно для того, чтобы в Украине не только адаптировали иностранные методики, но и разрабатывали свои?

Для разработки собственных тестов необходима прежде всего заинтересованность наших психологов в этой работе, которая не может возникнуть сама по себе. Такая заинтересованность возникает вследствие осознания того, что значение  психологической науки определяются в первую очередь не наличием замысловатых теорий, а тем, что она может сделать для практики. В этом смысле создание, развитие и укрепление различных профессиональных сообществ психологов является важной предпосылкой для того, чтобы стали появляться не только адаптированные, но и собственные тесты.

- Спасибо за интервью!

FacebookPinterestTwitterGoogle+VK